Новости митрополии 1163

В Заринском благочинии прошел крестный ход до святого источника в Староглушинке

17.07.2017

С 16 по 17 июля в Заринском районе прошёл крестный ход до святого источника и пещерного монастыря рядом с селом Среднекрасилово.

Участники крестного хода отправились к пещерному монастырю от Вознесенского храма Заринска 16 июля после Божественной литургии. Крестный ход возглавил иерей Алексий Осадчий. Вечером они уже пришли в Староглушинку.  Здесь было отслужено вечернее богослужение.

Утром 17 июля, в день памяти святых царственных страстотерпцев – царя Николая ll, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии состоялась Литургия. Ее возглавил благочинный Заринского округа протоиерей Андрей Ушаков.

Далее крестоходцы дошли до Пещерного монастыря со Святым источником, который находится в нескольких километрах от Староглушинки, вблизи села Среднекрасилово. Там на источнике был совершен молебен, все смогли набрать святой воды или по желанию облиться водой из источника.

Историческая справка: 

Между селами Среднекрасилово и Староглушинка Заринского района, в пойме реке Чумыш, на крутом склоне оврага находится пещерный монастырь, уникальное сооружение, равного которому нет за Уралом. Появился он на рубеже XIX и XX веков, на землях, принадлежащих причту Иоанно-Предтеченской церкви село Среднекрасилово. Согласно архивным документам (актов землепользования) для церковного причта Иоанно-Предтеченской церкви в 1859 году было отведено 99 десятин земли. Отведённый участок находился на северо-востоке от Среднекрасилово возле Староглушенской границы по дороге в Староглушенку и примыкал к Чумышу. [ЦХАФ АК, Ф.29, о.1, д.1158.]. Это место в пойме Чумыша и сейчас называется поповскими лугами.

В народе сохранилось предание о возникновении пещерного монастыря, он появился благодаря почитанию Святого ключа. Предание записал со слов своей бабушки Кайгородовой Анны Тимофеевны 1882 года рождения её внук Кайгородов Пётр Николаевич, ныне здравствующий житель село Староглушенка:

«В месте, где потом находится монастырь, раньше была дорога от Среднекрасилово на Староглушенку. Там были заливные луга, земля эта была церковная. По этой дороге ходили странники. Однажды по ней шли мать с дочерью. На лугах было много ключей. В одном из ключей мать напилась, а дочь стала пить, зачерпнула воды, и в ладонях у неё оказалось изображение Божией Матери. После того, как об этом случае стало известно всем, живущим в окрестных сёлах, там появились монахи и стали около этого ключа рыть пещеры».

Опираясь на воспоминания старожилов, но, не указывая их конкретные имена, описал монастырь, обнародовал имена монахов алтайский краевед и историк В.В.Кокшенев, связанный корнями с Заринской землёй. В 70-80-е годы прошлого века В.В.Кокшенев с учащимися совершил несколько археологических экспедиций в Среднекрасиловские пещеры, для их изучения. Его описание подземного пещерного монастыря – ценный исторический материал.

В интерьере подземного монастыря были слуховые окна и ниши, которые были врезаны в глиняные стены. Ниши аркообразные, их было около 12, использовались под иконы. По словам одного из очевидцев, как утверждает В.Кокшенев, в подземном монастыре были барельефные изображения Богородицы с Младенцем и «какого-то святого». При исследовании монастыря экспедиция В.Кокшенева на его стенах нашла замытые цифры «1907». Эти цифры краевед принял за дату основания монастыря. В.Кокшенев утверждая, что по воспоминаниям старожилов (без указания имён) пещеру рыл монах схимник Даниил, который, по мнению Кокшенева, пришёл из Киево-Печерской Лавры. Даниилу в строительстве монастыря помогал послушник Иван из Староглушенки, который был старше Даниила. Монахи жили своим собственным трудом. Из отвалов подземного монастыря выжигали глину, делали хорошего качества кирпич, выжигали известь. Местные крестьяне строили фундаменты и печи из этого кирпича.

Интересно свидетельство Мешковой Марины Викторовны, 1932 г.р., жительницы с. Староглушенка. Её свёкор Турышев Александр Данилович, утверждал, что согласно семейному преданию, его прапрадед, Турышев Данила из-за семейных обстоятельств стал отшельником, выкопав на берегу Чумыша себе келью. Человеком он был верующим и мастеровым. Барельефное изображение иконы Божией Матери в пещерном монастыре сделал именно Данила. По мере расширения пещер он сделал себе молельную комнату, куда никто не заходил. Впоследствии к нему подселялись странники. Именно от него пошло название «Даниловы пещеры».

В 90-е годы 20 века, в период возрождения в нашей стране православия, стараниями первого настоятеля Вознесенской церкви г. Заринска протоиерея Дмитрия Капранова был облагорожен Святой ключ, установлена часовня В настоящее время подземный монастырь разрушается. Необходимо приложить силы и средства, чтобы восстановить этот уникальный памятник православной культуры, который способен стать объектом массового паломничества».

Фотогалерея





Популярные новости

10.07.2017
При Барнаульском епархиальном управлении (пр-т Ленина, 17) продолжает действовать  Центр гуманитарной помощи населению . Центр организует сбор и адресное распределение вещевой помощи для следующих категорий граждан: - многодетные семьи; - ...
12907
17.07.2017
По благословению  митрополита Барнаульского и Алтайского  Сергия  паломнический центр Барнаульской епархии п риглашает принять участие в паломнических поездках в по Алтайскому краю и Республике Алтай:   Маршрут Пожертвование, ...
10603