История православия на Алтайской земле 6367

Епископ Бийский Никита (Прибытков)

13.11.2013

10,04 KbЕпископ Бийский Никита (Прибытков Николай Григорьевич) родился на Алтае в селе Елбанки Бийского района (уезда) 6 декабря 1859 года. После окончания Духовной семинарии – он священник на Алтае. В 1918 году (по всей видимости) после семейной трагедии принял постриг с именем Никита. С января 1924 года до ареста в 1927 году – епископ Кузнецкий, затем Рубцовский, затем Бийский, викарий Алтайской епархии. В 1932 году осужден по статье 58 п. 10, 11 к 5 годам лишения свободы. В 1934 году досрочно освобожден и назначен епископом Мамалыжским. С 22 мая 1935 г. назначается епископом Белевским, викарием Тульской епархии [1].

Еще будучи священником Никита ревностно заботился о соблюдении Устава Церкви, был усердным проповедником Слова Божия, истово и благоговейно совершал богослужения, пользовался уважением и любовью прихожан.

Приняв постриг в пожилом возрасте, он быстро постиг особенности монашеской жизни, и это помогло епископу Никите быстро завоевать любовь Белевской паствы. В 1922 году при бывшем Спасо-Преображенском монастыре г. Белева была создана Православная церковная община. В ней состояли и монашествующие, и священнослужители, и миряне.

Епископ Игнатий Садковский и его брат иеромонах Георгий Садковский были организаторами и духовными наставниками общины. Их полные лишений, гонений и монашеского самоотречения жизни долгие годы являлись примером для всех православных г. Белева и прилегающих окрестностей.

Несмотря на неоднократные аресты организаторов и наставников, община все эти годы продолжала существовать, объединяя сотни людей. Община претерпела ряд изменений. Вначале она существовала при Спасо-Преображенской церкви бывшего мужского монастыря, затем при Стефановский (Богородицерождественской) церкви, а в середине 30-х годов. Когда епископ Никита прибыл в Белев – при Казацкой (Никольской на Казацкой слободе) церкви. Все эти годы прихожане были объединены одной целью: жизнью в Боге и по заповедям Божиим. Все эти годы община, затем подпольные монастыри подвергались гонениям. Как было указано выше, создатель и добрый архипастырь подпольных монастырей епископ Игнатий подвергался арестам четыре раза. Два раза отбывал сроки в исправительно-трудовых лагерях на севере. Но даже без него община продолжала существовать. В 1931 году был арестован преданный последователь еп. Игнатия архимандрит Игнатий (Жуков) и 28 священников и монахов. Все они по приговору получили сроки от 3 до 5 лет [2]. Но подпольные монастыри продолжали жить. Ведь корни Православия на Белевской земле были так глубоки, что небывалые жесточайшие репрессии не могли запугать верующих людей. 77-летний старец епископ Никита, несмотря на преклонные годы, сумел стать достойным продолжателем начатого епископом Игнатием дела. На вопрос следователя, младшего лейтенанта Дадочкина при последнем аресте «Службы при Казацкой церкви проводились ежедневно?» – епископ Никита ответил: «Да, подтверждаю: службы в Казацкой церкви были ежедневными утром и вечером, так же как ранее в закрытых монастырях».

23,87 Kb

В начале 30-х годов в России начались тотальные небывалые по своей жестокости гонения на Русскую Православную Церковь. Духовенство объявлялось «политическим противником ВКП (б)», выполняющим задания по мобилизации всех реакционных и малограмотных элементов для контрнаступления на мероприятия Советской власти и компартии [3].

Началось массовое закрытие храмов. С 1 октября 1929 по 1 марта 1930 г. в тульской епархии были закрыты 219 церквей. В Туле были разрушены прекрасные Казанский собор, Сретенская, Крестовоздвиженская, Троицкая церкви. Следовали один за другим многочисленные аресты священнослужителей, свидетельствовавшие о непримиримом отношении Советских властей к Православию, об открытой антицерковной политике государства, а новая волна кровавых репрессий, прокатившаяся по стране в 30-е предвоенные годы, поставила под сомнение дальнейшее легальное существование Церкви.

Епископ Никита Прибытков был арестован 16 декабря 1937 года. Вместе с ним были арестованы еще 19 человек [5].Их разыскивали, так как они пытались скрыться в деревнях, пытались обосноваться в г. Скопине у епископа Игнатия (после отбытия заключения он некоторое время был епископом Скопинским, викарием Рязанской епархии).

Епископу Никите было предъявлено обвинение в том, что он, «являясь организатором и руководителем подпольного монастыря при Казацкой церкви Тихоновской ориентации, систематически давал установку монашествующему элементу и духовенству о проведении контрреволюционной деятельности среди населения и в распространении явно провокационных слухов о сошествии на землю антихриста, приближающейся войне (за 4 года до начала войны он чувствовал ее приближение – авт.) и гибели существующего строя (здесь епископ опередил события более чем на полстолетия, но все же был прав – авт.). Из 20 арестованных только один человек был светским – это врач терапевт Субботин, который обвинялся в финансировании этой группы. Все они были люди далеко не молодые. Епископу Никите в то время было 78 лет!

В деле указаны мирские имена подследственных, свое монашеское имя сообщает только схиархимандрит Исаакий (Бобриков Иван Николаевич) – старец Оптиной Пустыни и схимонахиня Августа (Зощук Лидия Васильевна), тоже имевшая отношение к Оптиной Пустыни – она была первым директором музея в скиту после закрытия монастыря; приняла постриг от старца Анатолия (младшего) перед самой его кончиной и жила потом в Белеве. Ее обвинили в том, что она была игуменьей подпольного монастыря.

В деле содержатся протоколы допросов «свидетелей» – нескольких крестьян, которые показали, что их действительно агитировали и что все арестованные занимались контрреволюционной деятельностью. Из двадцати человек пятеро (только пятеро!) не выдержали допросов и подписали протоколы, подтверждающие их контрреволюционную деятельность.

Из материалов расследования 1957 года, проведенного по заявлению сына доктора Субботина, стало известно, какими методами были добыты показания. 20 арестованных перенесли 14 суток допроса, причем им не давали, не только спать, но и садиться. Если человек падал, его обливали холодной водой. Обвинительный акт всем арестованным был вынесен 25 декабря 1937 года. Арестованные были переведены в Тулу. 30 декабря 1937 года «тройка» вынесла приговор: расстрел. Дата мученической кончины арестованных в Белеве епископа Никиты, монашествующих, священнослужителей и мирян 3 января 1938 года. Их расстреляли и похоронили в Тесницком лесу на 162-м километре шоссе Москва-Симферополь.

С гибелью епископа Никиты Прибыткова, с гибелью многих архиереев Тульской епархии, с гибелью многих тысяч архипастырей и священнослужителей Русской Православной Церкви многое потеряло наше Отечество. К епископу Никите в полной мере относятся слова Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II: «Мы в его лице прощаемся с тем поколением, которое жило до нас, которое переносило и скорби, и страдания, и насмешки от тех, кто желал бы, чтобы Церковь Святая прекратила существование на нашей земле… Мы искренне благодарим его за те труды, за те подвиги, которыми подвизался он на ниве Христовой, с верой, что Господь вознаградит его за каждое доброе дело, которое он совершил на своей жизненной тропе. Мы верим, что Господь, избравший его для служения Церкви, зная его глубокую веру, его любовь и смирение, вознаградит его как верного раба своего и служителя, вознаградит его вечной жизнью в селениях праведных» [6].Имена священномучеников Белевский: Епископа Игнатия (Садковского), епископа Никиты (Прибыткова), преподобномученицы Августы (Зощук) Оптинской и преподобномученика Исаакия (Бобрикова) Оптинского старца внесены в хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (1917-1997 гг.) как почитаемые в народе подвижники веры и благочестия.

ПРИМЕЧАНИЯ

Цыпин В. прот., История Русской Церкви в 9 книгах. М., 1997, кн. 9, с. 752. УФСБ по Тульской обл., дело №3153.

Цыпин В. прот. История Русской Церкви в 9 книгах. М, 1997, кн. 9, стр. 187. УФСБ по Тульской обл., дело № 9559.

Там же, дело № 9953. ЖМП, М.,1993, №6, стр. 112.

Цыпин В. прот. История Русской Церкви в 9 книгах. М., 1997 , кн. 9, с.698.

www.pravnov.ru/nikita.htm

Фотогалерея





Популярные новости

14.11.2017
Издание выпускается сотрудниками Свято-Георгиевской церкви г. Новоалтайска. Электронную версию в формате PDF можно увидеть, кликнув на картинку
10756
08.11.2017
Направления и секции VIII Рождественских образовательных чтений в Барнаульской епархии «Нравственные ценности и будущее человечества». Подробная программа. По благословению митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия, главы ...
370