Послания, интервью 452

Слово митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия на открытии Рождественских образовательных чтений в Алтайской митрополии

09.11.2016

Уважаемые участники Рождественских образовательных чтений  Алтайской митрополии!

Целью  проведения Рождественского форума является привлечение внимания общества к важнейшим духовно – нравственным проблемам современной России и, прежде всего, к вопросам приобщения молодого поколения граждан России к многовековому опыту традиционных ценностей нашего народа, воспитанных  Православием.

Эти чтения проходят во всех регионах Российской Федерации, во многих странах ближнего и дальнего зарубежья. А 25 января в городе Москве откроются XXV Международные Рождественские образовательные чтения. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла  темой, как и сегодняшнее наше заседание станет «1917-2017: уроки столетия».

Тема чтений обширна и многогранна.  Минувшие сто лет в судьбах Отечества и нашего Алтайского края исполнены величайшими событиями, вызовами и преобразованиями. Нашему народу пришлось пережить немало трагических времен за минувшее столетие. 1917 год породил колоссальные изменения в жизни нашей Отчизны. Октябрьский переворот открыл эпоху братоубийственной гражданской войны, результатом которой были не просто многочисленные человеческие жертвы. Но за два десятилетия были уничтожены целые сословия русских людей: дворянство, купечество, духовенство, казачество. Позднее была разрушена и крестьянская община. Сотни тысяч русских людей оказались в эмиграции, на чужбине.  Бурный экономический рост, освоение сибирских земель, Дальнего Востока, Севера, так называемая индустриализация, обеспечивалась невиданной мобилизацией сил нашего народа и, увы, не в последнюю очередь репрессиями ни в чем неповинных людей.

Кроме физического уничтожения целых сословий, совершалось насилие над духовной культурой и традициями нашего народа. К концу 1930-х годов деятельность Русской Православной Церкви в результате осуществления, так называемых, «безбожных пятилеток» оказалась практически вне закона. Так в нашем Алтайском крае в 1939 году были закрыты последние действующие храмы. После расстрела священномученика архиепископа Иакова Барнаульского в 1937 году новых епископов не было назначено. Всего в Алтайском крае до революции было около 400 священнослужителей. В годы гонений практически все они были репрессированы. По большей части лишены жизни. Храмы либо разрушались, либо передавались под клубы, кинотеатры, зернохранилища и другие хозяйственные помещения.

О том, что это не было «волей народа» говорит перепись населения 1937 года. Почти пятьдесят шесть процентов не побоялись себя назвать верующими. И это в условиях массовых репрессий. Это количество верующих напугало руководство страны, и данные оставались засекреченными до начала 1990-х годов.

Историки говорят о том, что к 1942 году Русская Православная Церковь должна была быть ликвидирована и в центральной России. Но Божий промысел судил иначе. В 1941 году наш народ принял испытание Великой Отечественной войной. Были забыты обиды. Весь народ мобилизовался на борьбу с захватчиками. Митрополит Сергий, местоблюститель Патриаршества обращается к верующему народу с воззванием. Простые русские солдаты сражений Великой Отечественной войны были людьми верующими и шли в бой с молитвой. Самоотверженность наших воинов, жертвенность, воспитание Православием, помогли совершить казалось бы невозможное. Следуя словам Господа Иисуса Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» Ин. 15:13. Наши воины полагали свои жизни ради великой Победы. Женщины, дети в тылу совершали не менее значимые трудовые подвиги.

А вместо запланированного физического уничтожения Церкви, напротив, после 1943 года храмы начали открываться. Было восстановлено Патриаршество. В 1944 были восстановлены богослужения и в Барнаульском Покровском соборе. Ценой невероятных усилий, подвигом нашего народа в 1945 году была дарована Великая Победа. Общий патриотический подъем захватил и Русское зарубежье. Уцелевшее духовенство возвращалось и получало возможность служить. Возвращались и представители духовенства из эмиграции. Но, к сожалению, многие из них вновь отправлялись в лагеря и ссылки. А относительное спокойствие Церкви конца 1940-х начала 1950-х годов вновь было нарушено так называемыми хрущевскими гонениями. Особенностью этих гонений, которые развернулись с 1958 года, было не только закрытие открытых в годы войны церквей, но и директивы по разрушению церквей, сохранившихся после массового закрытия 30-х годов. В том числе и в нашем Алтайском архиве сохранились документы, в которых предписывалось проводить инвентаризацию закрытых храмов, и, затем, под предлогом их ветхости и отсутствия культурной ценности эти уцелевшие храмы уничтожать. К началу 1960-х годов вновь на территории Алтайского края, тогда включавшего и Горный Алтай, оставалось всего три действующих храма: в Барнауле, Бийске и Рубцовске. Вновь представители духовенства по ложным обвинениям отправлялись в лагеря. В те времена подвергся преследованиям и будущий духовник возрожденной Бранаульской епархии прот. Михаил Михайловский. Множество других самых ревностных и верующих священнослужителей, лишались властями, так называемой, регистрации уполномоченного. То есть под страхом заключения они лишались права служить в Церкви. Любая деятельность верующих вне храма: благотворительность, обучение детей, посещение святых мест были под запретом. Любые частные требы, совершаемые в храмах – крещение, венчание, отпевание совершалось при предоставлении полных паспортных данных. Эти данные потом предавались по месту работы верующих. Если священник не предоставлял данные, то он под предлогом нарушения финансовой дисциплины лишался регистрации, либо подвергался судебному преследованию. Этими мерами не только было ограничено желание обращаться к церкви, но и поселялся конфликт между церковью и народом. Люди считали, что священнослужители передавали по собственной инициативе эти данные и винили в своих преследованиях Церковь.

Но, несмотря на это, верующие люди хранили традицию. Не переставали крестить детей и даже венчаться. Наши архивы 60-х-70-х годов прошлого века напоминают метрические книги дореволюционного времени: там множество списков крещаемых с полным указанием паспортных данных, адреса и даты совершения Таинства…

Несмотря на все гонения и запреты в обществе рос интерес к вопросам духовности. Выросшие в безрелигиозной стране, вне Церкви молодежь, комсомольцы получая высшее образование, вдруг начинали видеть Красоту старой Святой Руси. Молодые люди изучая литературу, культуру, историю, понимали, что невозможно увидеть полную картину без обращения к истокам – Православию. По милости Божией к концу 1960-х годов наметилось и ослабление государственных ограничений. В конце 1960 годов было разрешено издание Библии, впервые за годы советской власти. А вклад Церкви в дело сохранения мира во всем мире даже отмечался государственными наградами отдельных священнослужителей. Очень большой вклад внесли возрождение интереса к Православию деятели культуры и искусства. С начала семидесятых годов проводится большая работа по осмыслению древнерусского искусства. До сих пор эти исследования по храмовому зодчеству, иконописи, древнерусской литературе, имеют величайшее научное значение. Но самое большое обращение к проблемам духовности было в литературе, театре и кино. Наши писатели и поэты, режиссеры размышляли о душе, о духовности и историческом пути России. Изменились даже интересы, так называемых, диссидентов. Если в 60-х годах они были захвачены неотроцкистскими идеями об обновлении «истинных коммунистических идей», то в семидесятых наступает эпоха прозрения нашей интеллигенции. Все больше проявляется интереса к христианству. Самиздатовский журнал «Вече» Владимира Осипова, повествующий об истинном призвании России, о христианской вере получает широкое распространение. Этот журнал читал и наш прославленный земляк Василий Макарович Шукшин. Наступала эпоха духовного прозрения нашего народа. Год тысячелетия Крещения Руси во многом стал отправной точкой второго Крещения Руси. После 1988 года не только прекратилось государственное давление на Церковь, но государство становится соработником Церкви в деле восстановления церковной жизни. Беспрепятственно открываются воскресные школы при храмах, возрождаются епархии, духовные семинарии и училища, монастыри. В 1994 году была возрождена и наша Барнаульская епархия. К тому времени на Алтае насчитывалось уже около сорока приходов. А к началу 2000- годов количество приходов возросло до 150. Возрождение приходов совершалось в сложнейшие в экономическом плане 90-е годы. Но люди жертвовали последним, чтобы начать богослужения в полуразрушенных храмах, используемых в прошлом как клубы, в небольших частных домах, пожертвованных верующими на нужды церковной общины. При острой нехватке обученных в семинарии священнослужителей, в духовный сан поставлялись активные миряне. Недостатки материальные покрывались радостью духовного общения и обретения веры. Уверен, что история даст оценку этим временам…

Кто бы мог подумать, что после тотального и все испепеляющего государственного атеизма, мы сегодня с представителями власти и педагогической общественности обсуждаем проблемы уже преподающегося в наших школах предмета Основы православной культуры? Это ли не милость и помощь Божия, и подлинное начало прозрения нашего народа? И в армии, и в системе исполнения наказаний, и в правоохранительных органах наши священнослужители желанные гости. Мы благодарны нашим краевым властям, что наши проблемы решаются в конструктивном плане. А если нас критикует общество, то именно за нашу недостаточную активность, либо когда мы не вполне соответствуем облику истинных христиан и истинных пастырей, образцом которых для нашего народа являются до сих пор святитель Николай, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский и сонм русских святых.

Важной вехой в развитии нашей духовности нашего региона стало посещение Святейшим Патриархом Кириллом Алтайского края и Республики Алтай в минувшем и этом году. Мы теперь имеем возможность приложиться к святым мощам великого просветителя земли Алтайской святителя Макария Алтайского, переданных в Горно-Алтайск Святейшим Патриархом Кириллом.

Радует и продолжающееся храмостроительство в нашей митрополии. Восстановлением исторической справедливости, стало строительство храма Святого Иоанна Предтечи в нагорной части нашего города. Начато восстановление и храма Живоначальной Троицы, на месте бывшего кинотеатра Алтай. Искренне надеемся и на то, что будет восстановлен первый и главный храм нашего города – Петропавловский собор.

Не будем забывать и то, что восстановление храмов служит главной цели – восстановлению храмов душ наших сограждан, и, прежде всего, молодежи. В этом зале наши соработники – представители краевой и городской власти, ректоры и преподаватели вузов нашего города и края, педагогическая общественность, студенты.

Мы благодарим Андрея Алексеевича Максименко, и.о.  ректора Алтайского государственного технического университета, в прекрасном зале этого авторитетнейшего учебного заведения мы сегодня собрались.

С этим учебным заведением нас связывают долгие узы дружбы и сотрудничества. Сегодня мне хочется вспомнить, что семь лет назад именно в этом зале состоялись первые Рождественские чтения Барнаульской епархии.

В заключение хочется выразить благодарность всем организаторам чтений, представителям всех высших учебных заведений, принявших участие в этом мероприятии и напомнить о том, что нашим сегодняшним пленарным заседанием мы открываем Рождественские чтения в Алтайской митрополии. В течение ноября во всех епархиях Алтая пройдут десятки секций по самым различным направлениям, на которых будут обсуждаться важнейшие вопросы духовного образования, миссии нашей Церкви на современном этапе.

Желаю всем участникам плодотворной и интересной работы. Пусть результатом этой работы станет дальнейшее укрепление наших традиционных ценностей, патриотизма, возрастание любви и уважения к нашей истории у подрастающего поколения.

Благословение Божие да пребудет над всеми нами!   

Теги




Новости по теме

29.11.2016
В рамках VII Региональных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия» 28 ноября в Барнаульской духовной семинарии прошла работа секции епархиального Миссионерского отдела «Историческая память
2730
28.11.2016
9 декабря в 14.00 в Актовом зале Барнаульской духовной семинарии  по адресу пер. Ядринцева 66, по благословению митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия, пройдет круглый стол на тему: «К 100-летию подвига новомученичества и
2729
28.11.2016
  28 ноября в АКЗС прошли Рождественские Парламентские встречи, тема которых была обозначена как «1917-2017 гг.: уроки столетия». Мероприятие уже в третий раз проводится в рамках Соглашения о сотрудничестве между Алтайским
2747

Популярные новости

14.11.2017
Издание выпускается сотрудниками Свято-Георгиевской церкви г. Новоалтайска. Электронную версию в формате PDF можно увидеть, кликнув на картинку
10746
08.11.2017
Направления и секции VIII Рождественских образовательных чтений в Барнаульской епархии «Нравственные ценности и будущее человечества». Подробная программа. По благословению митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия, главы ...
356