Наш адрес: Россия, Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Ленина, 17.

Телефон: 8 (3852) 63-47-17.

На главную страницу мастерской

Иконописная мастерская 3973

Мастера-иконописцы второй половины XVIII века в Барнаульском заказе

05.02.2014

Чтобы понять настоящее и принять будущее, необходимо знать прошлое. Начало многим общественным историческим процессам было положено несколько десятков, а то и сотен, лет назад. А теперь мы видим результаты. Кроме того, для истории свойственно повторение тех или иных реалий на разных этапах развития человечества.

В области изучения региональной культуры архивные документы являются важнейшим источником. Особенно это касается церковного искусства. Именно благодаря архивным данным можно представить и восстановить общий вид совершенно утраченного. К этому относится внешний и внутренний облик православных храмов г. Барнаула. С одной стороны острый недостаток информации о местных мастерах XVIII века обуславливается утратой большей части предметов храмового убранства в ХХ веке, с другой безымянные иконы и утварь мало рассказывают о биографии и жизнедеятельности своих авторов. Между тем, город Барнаул XVIII века можно смело назвать городом мастеров. В рассматриваемый период здесь работал целый ряд людей, занимающихся обработкой и изготовлением предметов из серебра и меди. Так, в 1762 году унтерштейгер Иван Бабин выполнил утварь для деревянной Петропавловской церкви Барнаульского завода. Посадский Барнаульского завода, Яким Жуков, занимался изготовлением церковной утвари для нескольких церквей ближайших заказов. В этом русле работал и мастеровой того же завода - Спиридон Бобровников со своим подмастерьем, пасынком мастерового Егора Черношеина [1].

Помимо обработки металла в середине второй половины XVIII века в Барнауле были мастера, занимающиеся резьбой по дереву и писанием святых икон. Архивные документы сохранили не только их имена и работы, но и описание характера и качества их исполнения. Таких местных мастеров было немного. В рапорте Кузнецкой конторы за 1769г говорится: «6 июня присланного Ея Императорского Величества изреченной канцелярией горного начальства 9 мая в Кузнецкой земской конторе полученному того же течения 22 числа сего году указу велено в городе Кузнецке публиковать, не пожелает ли кто вновь строющуюся при няжнокузнецком заводе святую церковь во имя Вознесения Господня иконописцев образа и на готовых дцках [досках] хорошею работаю и своими красками написать оные. Ея императорского величества указом в здешнем городе Кузнецке публиковано, но только из иконописцев охотников никого не явилось о чем в канцелярии колываново-воскресенского горного начальства Кузнецкого земства контора сим репортом покорнейше репорствует мая 30 дня 1769г». [2]. Однако это не значит, что иконописцев и резчиков в заказе Колываново-Воскресенского горного начальства вовсе не было. Уже в феврале 1770г в канцелярии того же начальства «...Барнаульского завода цеховой Тимофей Васильев сын Грохотов явился с показами, что он во вновь строющуюся при няжносузунском заводе святую церковь, врата царские резные и над ними двух резных ангелов с репидами и чашею желает сделать из собственного своего лесу и за дело оных возмет двадцать пять рублев», при этом мастер на исправление лесу и прочие необходимые надобности просит выдать «ныне наперед пять рублев, а остальные по окончании всей работы» [3]. Горное начальство соглашаясь на условия Грохотова выставляет ему свои требования: «... и в то чтобы оные [резные работы] сделаны были в такую же меру как в чертеже положено хорошее и самым лучшим мастерством как здесь в Богородской церкви и на Новопавловском заводе им же сделаны за сие же с ним приписанном сие договоре...» [4]. Из данного документа видно, что работы Тимофея Грохотова довольно известны, и занимается он своим ремеслом не первый год. Несмотря на это, он работает по строго утвержденному чертежу и в соответствии с указанным образцом.

Работали в Барнауле и приезжие мастера. Среди резчиков известен томский мастер Иван Гущев, который выполнял иконостас нового каменного Петропавловского собора при барнаульском заводе [5]. Иконостас для его деревянного предшественника писал иконописец Василий Васильевич Бушков – тобольский купец в 1749-1750 гг. [6]. Тобольский посадский Василий Иванович Бушков в 1769 подряжается на выполнение иконостаса в новостроящуюся при Няжносузунском заводе церковь.

Что касается барнаульских иконописцев, то работали они, предположительно, с разрешения Тобольских духовных властей, т.к. в архиве г.Тобольска сохранились сведения конца XVIII века о разрешении людям разных заказов писать иконы.[7]

К числу местных алтайских мастеров, работавших в указанный период, можно отнести Петра Осколкова. В 1770 г. «...приписной канцелярии Колываново-Воскресенского горного начальства барнаульского завода мещанин Петр Осколков объявил, что требуемые томской заводской конторою в тамошнию вновь строющуюся во имя Сошествия Святого Духа церковь святы образа, а именно над жертвенником Спасителя длиною пять шириною три четверти, над престолом Господа Саваофа длиною шесть шириною шесть четвертей – плащаницу и хоругвь против имеющихся здесь в соборной Петропавловской церкви написать желает самым наилучшим мастерством, на готовых казенных плащаницу канве, а прочие на полотне, своими красками и на пристойных местах вызолотить которого ему отпущено было потребное количество по указанной цене из казны и за всю ту работу возьмет двадцать пять рублей и окончит будущего 1771 года января к 1 числу.» На что последовал приказ горного начальства. О привлечении: «... за указанную сумму к написанию образов мещанина Осколкова ему оные писать самым наилучшим мастерством...» плату выдать тогда, когда всю работу закончит...» [8].

В вышеприведенном документе указываются технологические особенности работы. Осколков пишет на полотне не только плащаницу и хоругвь, но и остальные иконы, употребляя при этом золочение. Основная часть иконописцев в это время сохраняют традиции писать иконы на досках. В качестве образцов и ориентиров мастер выбирает Образы главного, центрального, барнаульского Петропавловского собора, написанные еще тобольским иконописцем Василием Бушковым.

В этот период для той же церкви томского завода Кузнецкой конторы пишет иконы другой барнаульский иконописец – Александр Сумкин. Об этом говорит отдельный документ, связанный прежде всего с оплатой данного заказа. «...в здешней конторе плотинной мастер Матвеев Ларион... объявил, что он святую церковь с прихожанами мастеровыми людьми...собственнная тоя и... барнаульского купца иконописца Александра Сумкина в реченную церковь написать два образа один Святителя Николая Чудотворца, а другой Екатерины мученицы… известно, что те образа или Сумкиным написаны за которые двадцать ему в число договоренной с ним цены еще отдать пять рублей чего ему оные деньги между собой ныне и собрали... для сдачи ему Сумкину никакого способ ни найдет, которые деньги вышепомянутой платинной мастер Ларион при вышеписанном доношении с здешнюю контору представил... 1771г.» [9]. В результате чего иконы у купца Сумкина упаковывают и отправляют в томскую церковь, а деньги (пять рублей) иконописцу выдают из конторы, пока из Томска не придут [10].

Кисти купца, а затем посадского барнаульского завода А. Сумкина принадлежит иконостас каменного Петропавловского собора того завода. А в 1774г. из Сузунской конторы приходит прошение: «... известно, что при барнаульском заводе в соборную каменную церковь иконостас, иконописцем Александром Сумкиным, как подлежит совсем до сего еще окончан. Того ради канцелярию горного начальства, здешняя контора через сие представление просят, для благолепия здешние церкви Вознесения Господня, упомянаемые до ныне неисправлены плащаницу и одну хоругвь, над престол образ Господа Саваофа, над жертвенник образ Господа Иисуса Христа, на горнем месте образ Господа Вседержителя, и запрестольное распятие, не повелено ли будет вышеписанного иконописца Сумкина ныне написать подрядить...» [11]. В ответ иконописец А. Сумкин барнаульского завода посадский берется сделать вышеперечисленные предметы за 35 рублей по кончине его года сентября месяца. [12]. В январе того же года А. Сумкин заключает договор о написании иконостаса и хоругви сочиненному чертежу в церковь при Томском заводе Кузнецкой конторы. «...на дело иконостаса лесу кедрового или инового потребное число заготовила (контора)...» все недостоющее было куплено на ирбитской ярмарке [13]. Сумкин пишет иконостас своими красками и покрывает в пристойных местах золотом». Сохранилось краткое описание заказанного иконостаса:«...во исполнении оного, Ея императорского Величества указу означенной иконописец Сумкин упомянутой иконостас за всех пристойных около местных и двунадесятых праздников образов...местах, так же и карнизы золотом покрыл и между теми местными и двунадесятыми праздников образами стал бы на подобие мрамора красками раскрасил, а в капителях вместо позолоты херувимов написал», а по свидетельству командующего здесь Маркшейдера Бейера, оказалось что тот иконостас «…реченным Сумкиным вызолочен и раскрашен хорошим искусством» [14].

Из вышеприведенного документа видно, что Сумкин внедряет в барочный иконостас элементы классического стиля. Об этом свидетельствует имитация мраморных столбов.

В соответствии с архивными данными в обязанность иконописца, подрядившегося писать иконостас, входило создание чертежа иконостаса, выполнение живописных работ, золочение «пристойных мест» в т.ч. резьбы, и ее раскрашивание, установка иконостаса в храме. Сумкин в вышеописанном случае уезжает в Барнаул до установления иконостаса. Однако этим выполнение икон для рассматриваемой церкви не заканчивается.

Два года спустя появляется указ канцелярии Колываново-Воскресенского горного начальства о написании необходимых образов А. Сумкиным «…со употреблением золота собственными его красками ...платы выдано 35 рублей...» В списке необходимых икон числятся: «...Плащаница на синей канве обычной ширины на которой канвы куплено по 80 аршин 1½; хоругви на галанском полотне ценою по 85 копеек аршин 3¼ аршина она с хоругви в митре 1½ аршина шириною 5 четвертей, Образов деревянных цках (досках): на престоле Господа Саваофа мерою… престола над жертвенником Господа Иисуса Христа вышиною 1½ аршина шириною 5 четвертей на горнем месте Господа Вседержителя шириною и вышиною 5 четвертей. Запрестольное распятие обыкновенной величины...сентября 10 дня 1776 г.»[15].  

Итак, архивные документы представляют картину жизнедеятельности как местных барнаульских мастеров, так и приезжих иконописцев. Малое количество изографов приводило к тому, что их имена повторяются при выполнении иконописных работ различных храмов барнаульского и близлежащих заказов.

Местные резчики и иконописцы ориентировались на «тобольское барокко». К ним относится барнаульский мещанин Петр Осколков, который пишет ряд икон для Святодуховской церкви томской заводской канторы. Вместе с Осколковым упоминается имя А. Сумкина. Тбольский купец Александр Сумкин уже в 1771 году упоминается как барнаульский купец, а затем и как барнаульский посадский. В 1770-х годах этот мастер пишет образы Святителя Николая и мученицы Екатерины для церкви томского завода Кузнецкого заказа. Кроме того иконостас каменного Петропавловского барнаульского собора. Для сузунской Вознесенской церкви А. Сумкин создает ряд алтарных икон, плащаницу и хоругвь. В это же время приступает к иконостасу Святодуховской церкви при Томском заводе Кузнецкого заказа. Местный резчик Иван Грохотов выполнил заказы для церквей Новопавловского, Няжносузунского заводов и Одигитриевской церкви барнаульского завода.

Рассматривая и изучая документы XVIII века можно представить, каким культурным центром был барнаульский завод среди местных заказов. Здешние мастера-иконописцы являлись мещанами, посадскими или купцами барнаульского завода. Примером и ориентиром для подражания им служили образы барнаульских храмов, выполненные как приезжими, чаще всего тобольскими, иконописцами, так и местными мастерами.

Иконописец-реставратор Барнаульской епархии Замолотских Г.Д.

Источники и литература

1. ЦХАФАК Ф1 О1 Д484 л.97об.
2. Там же Л.33
3. Там же Л.59
4. Там же Л.63
5. Кривоносов Я.Е. Скворцова Т.В. Православные храмы Барнаула. Барнаул., 2001
6. Степанская Т.М. Служили Отечеству на Алтае. Барнаул., 1997
7. ГУТО Гос. архив г. Тобольска Ф156 О4 Д306
8. ЦХАФАК Ф1 О1 Д484 л.329-330
9. Там же Л.363
10. Там же Л.364
11. Там же Л. 116
12. Там же Л.167
13. Там же Л.232
14. Там же Л.317
15. Там же л.320





Другие новости раздела

Популярные новости

17.07.2017
По благословению  митрополита Барнаульского и Алтайского  Сергия  паломнический центр Барнаульской епархии п риглашает принять участие в паломнических поездках в по Алтайскому краю и Республике Алтай:   Маршрут Пожертвование, ...
10676
12.07.2017
Издание выпускается сотрудниками Свято-Георгиевской церкви г. Новоалтайска. Электронную версию в формате PDF можно увидеть, кликнув на картинку
9009